ezyk091978 (ezyk091978) wrote,
ezyk091978
ezyk091978

Category:

Таллин. Часть 2: Морской музей - герои и великаны

DSC05023.jpg

Экспозиция Морского музея Эстонии разделена на две части, размещённые в башне Толстая Маргарита и в Лётной гавани. К сожалению, башня была закрыта на ремонт, поэтому пришлось ограничиться только Лётной гаванью. Забегая вперёд, музей очень интересный, тем более, что на русском дублируются все подписи к экспонатам.


DSC04995.jpg

Музей обосновался в старых ангарах для гидросамолётов, законченных постройкой ещё 1917-1918 годах. На момент постройки они имели самый большой пролёт среди железобетонных зданий. Строились они для Морской крепости Петра Великого, но первыми хозяевами стали обосновавшиеся в Таллине англичане. Ангары благополучно пережили войны ХХ века, но 1990-е стали для них роковым временем. Российские военные передали их Эстонии в 1994 году, но гавань практически не использовалась и ангары все больше ветшали.

DSC04993.jpg
Ещё один памятник военно-морской истории: Батарейная тюрьма, обосновавшаяся в береговой крепости временной Николая I. Опустела и постепенно приходит в негодность

К счастью, в нулевые их передали Морскому музею. На грант Евросоюза их привели в порядок и музей разместил в них коллекцию кораблей и судов, благо площади вполне позволяли. Вновь гавань открылась в 2012 году.

DSC04997.jpg
В бывших ангарах царит таинственный полумрак. Это хорошо для сохранности экспонатов, но плохо для фотографии. Чтобы дети не затерялись в темноте им выдают светящиеся жилетки :)

Гвоздём экспозиции безусловно является подводная лодка "Лембит". На сегодняшний день он не имеет равных по степени сохранности. В отличие от других музейных субмарин в нем не стали резать люки в бортах и переборках для посетителей. Как и положено, в лодку спускаются через носовой торпедопогрузочный люк, а из отсека в отсека переходят через штатные люки. Так что нужно быть внимательнее, чтобы не треснуться головой о какой-нибудь маховик.

DSC05016.jpg
Народ в очереди на спуск в лодку. Трап один, причём он узок и крут. Поэтому ждать придётся несколько минут. Хорошо видна палуба над минными трубами

"Лембит" стал музеем ещё при советской власти. Долгое время он стоял у причала, числясь кораблём номер один военного флота Эстонии. Когда создавался музей его подвели на буксире в Лётную гавань и на надувных баллонах подняли из воды. Предки строили на совесть. Рассчитанный на гидросамолёты слип с честью выдержал испытание. Лодка полностью доступна для осмотра. Но чтобы расширить пространство пришлось снять часть оборудования. Например оставили только левобортный дизель и электромотор.

DSC05022.jpg
Носовой торпедный отсек с четырьмя 533-мм торпедными аппаратами

При реставрации постарались привести лодку к виду на момент постройки. До войны цветмет не экономили, вся арматура воздушных систем медная. Безусловно, спасает от ржавчины, медяшку нужно драить постоянно. Кстати, на бортах большей частью сохранилась обмазка с пробковой крошкой.

DSC05019.jpg

Кормовой торпедный отсек. На подволоке скатанный тубус аварийного люка. Простое изобретение, но сколько жизней спасло. Для выхода тубус раскатывался почти до палубы, после чего открывался кингстон, подпуская воду до перекрытия нижней кромки. Затем открывали люк. Поскольку давление воды уравновешивалось воздухом, то в отсеке ее было немного, а в соседний отсек воду не пускали комингсы. Потом можно было по очереди выныривать через люк в палубе, а не протискиваться через торпедный аппарат, из которого часто ещё нужно было вытолкать торпеду. При повреждениях корпуса сделать это удавалось далеко не всегда.

DSC05018.jpg
Неплохая коллекция морских мин обоих мировых войн: русские и советские, немецкие, шведские

"Лембит" вместе со своим братом "Калевом" строились в Англии на верфи Виккерс-Армстронг. Это были подводные минные заградители, причём у Эстонии и Финляндии были планы по ведению совместной войны против СССР и блокированию Красного флота в Финском заливе на минно-артиллерийской позиции. Создавалась она огнем финских броненосцев и эстонских береговых батарей на о. Аэгна (они и в самом деле простреливали залив) и минными заграждениями. Ставить их и должны были эстонские лодки.

DSC05002.jpg
Тьма в музее позволяет проецировать на борт лодки разные ролики. Очень здорово смотрится анимированный вид лодки в разрезе с подлинного чертежа. Больший интерес у детей вызывает только аквариум во всю стену с обитателями Финского залива

В музее есть богатая коллекция корабельных и береговых орудий и зенитных автоматов. Можно все трогать и крутить все маховики. Только от греха заблокированы затворы. Понравилась 47-мм пушка Гочкиса - удивительно изящная вещица.

DSC05000.jpg

Многие пушки подняли с погибших кораблей или сняли со взорванных береговых батарей. Утраченные стволы восстановлены металлическим каркасом.

DSC05014.jpg
Под самолётом видна часть переходного мостика. Если верить надписи, он воспроизводит кривизну куполов, но вот взойти на него можно только с экскурсией

Под сводом ангаров парит пингвин - модель в натуральную величину британского гидросамолета Шорт-184. Сначала их эскадрилью англичане разместили в новеньких ангарах, а после не стали забирать, подарив Эстонии.

DSC05027.jpg

Но хранятся в музее и более мирные экспонаты. Это корабль с острова Саарема, найденный в конце 80-х. Не слишком большой ганзейский когг в весьма печальном состоянии. К сожалению, пока не выставляются два прекрасно сохранившихся когга, которых нашли при постройке жилого комплекса Тиволи.

DSC05005.jpg

Ещё одни необычные экспонаты. Коллекция морских буёв и вех...

DSC05004.jpg

а также спортивных яхт малых классов (Оптимисты, Солнечные и тому подобное) и буеров. Есть буеры постройки начала ХХ века, когда этот спорт только входил в моду.

DSC04994.jpg
Большой Тылль и дозорный катер с японским именем "Мару"

Ледокол "Суур Тылль" был построен накануне Первой Мировой войны для ревельского порта. "Царь Михаил Фёдорович", "Волынец", "Вяйнямёйнен", "Суур Тылль", снова "Волынец", причём на сорок с лишним лет и вновь "Суур Тылль". Вся история России ХХ века в названиях одного корабля.

DSC05038.jpg
За фок-мачтой световой люк машинного отделения. Как и многие ледоколы немецкой постройки "Суур Тылль" имел носовой винт

"Суур Тыллю" везло в жизни, он уцелел под немецкими бомбами в Великую отечественную и счастливо избежал автогена в середине восьмидесятых, когда прекратил работу. В ходе ремонта был восстановлен внешний облик ледокола на момент его вступления в строй, а также обстановка помещений команды и машинного отделения. Паровые машины тройного расширения внушают.

DSC05040.jpg
Вид с бака ледокола на нашу "Косту Магику"

Многим экспонатам музей обязан девяностым годам. Став независимой Эстония решительно отказалась от использования советской техники, в том числе и пограничных катеров. Но на закупку новых средств не хватало, поэтому как нельзя кстати пришлось сокращение флотов стран НАТО.

DSC04983.jpg

Все катера, попавшие на снимок, Эстонии подарили. Но получала она их без вооружения, поэтому получались самые любопытные сочетания. 40-мм катерный автомат "Бофорс" норвежского производства на баке и советская 25-мм спарка на юте. Каково! Кстати, установки в рабочем состоянии, так что можно втиснуться на сиденье наводчикам и крутить маховики.

DSC05041.jpg

А это и вовсе редкий зверь для наших вод: шведский артиллерийский паром береговой артиллерии (то был отдельный род войск со своим спецназом и со своими кораблями). В эстонском служил штабным кораблём, но в Швеции был мастер на все руки: возил тяжёлые грузы, мог высадить десант и ставить крепостные минные заграждения.

Tags: Поездки, Таллин, Флот, Фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments