ezyk091978 (ezyk091978) wrote,
ezyk091978
ezyk091978

Categories:

Морской музей в Санкт-Петербурге


Н.Л. Бабасюк, 1960 г. Хрущев Н.С. и Новотный А. в гостях у моряков БФ. 1958 год. Прямо как в старом анекдоте: третий справа товарищ Хрущев :)

Как известно, пожар Москвы немало способствовал к ее украшению. В Морском музее я был десять лет назад, когда он размещался в Бирже. О переезде музея говорили всякое, но на мой взгляд он пошел ему на пользу. В Крюковских казармах больше места, немало реликвий было извлечено из запасников, да и сама экспозиция была здорово пересмотрена. Особенно интересными является коллекция сдаточных моделей, которые предки делали с размахом и высочайшим уровнем деталировки.


Собственно сам музей вырос из Модель-камеры Адмиралтейства, создателем которой был сам Петр I. Преподнесенные царю модели и заложили основу коллекций музея. К сожалению, в музее не лучшие условия для съемки: модели закрыты страшно бликующим стеклом, а в залах темновато. Посему не все снимки вышли как надо.



Общий вид на главный зал позволяет оценить размеры моделей парусно-винтовых линкоров и пароходофрегатов времен Николая I. Предки работали с размахом.

Трофеи разных лет, шведские турецкие, тунисские и британские флаги.





Модель французской галеры, сделанная еще для Людовика XIV во второй половине XVII века и подаренная позднее молодому царю.



Есть модели старой английской работы, например 54-пушечного корабля "Дептфорд" в масштабе 1:48. Была преподнесена царю в 1705 году корабельным мастером Ричардом Броуном.



100-пушечный "Роял Соверен" с полным набором блоков и юферсов.



Какова проработка корабельного декора!



Не отставали от иностранцев и русские мастера.



Вот например делали 48-пушечного парусно-винтового фрегата "Аскольд", ходившего в конце 1850-х к берегам Японии.



Воспроизведены станки орудий, способы укладки на палубе свободных концов снастей и койки в коечных сетках. Сработана Модельной мастерской Санкт-Петербургского порта в 1858 г. в масштабе 1:12.



Детали 11-пушечного винтового корвета "Рысь" в масштабе 1:12. У станков орудий воспроизведены работающие подъемные винты.



Паровое кораблестроение безусловно упростило работу модельщиков, однако филонить себе люди не позволяли. Например, изготовленная в модельной мастерской порта в 1903 году в масштабе 1:48 модель "Штандарта", столь любимого Николаем II.



Полная проработка элементов стоячего и бегучего такелажа. Правда с 47-мм пушками "Гочкиса" вышла некоторая оплошность. На "Штандарте" они были в люксовом исполнении с никелированными казенниками :)



Вид на боевую рубку черноморского броненосца "Синоп". Койки, леера, снасти и мудреное якорное устройство.



Не обходили модельщики вниманием и суда технического флота. Например, землеснаряд-рефуллер для ревельского порта:



или землечерпалка для работы на Морском фарватере петербургского порта



Крайне интересна сдаточная модель броненосного крейсера "Рюрик II".



Как классификацией крейсера



Так и проработкой деталей. Машинный телеграф на ходовом мостике:



Винтовые талрепы и накладные петли орудийных портов.



Есть в музее и трофейные модели. Не по своей воле в его коллекцию попала модель калек адмирала Ланса - эсминцев S 13 - S 24, изготовленная фирмой "Шихау".



Воспроизведены орудийные прицелы 88-мм орудий.



Погибший на русских минах крейсер "Бремен"



Трофеем Великой отечественной стала модель эсминца Z-32, изготовленная в 1940 году бременской фирмой "Дешимаг".



Очень интересна модель амурского монитора "Свердлов", которую сделали в 1948 году служившие на нем моряки.



К концу карьеры монитор здорово утыкали зенитками :)





Интересно, насколько достоверными являются эти показатели грузоподъемности?



Танки-то где можно разместить на довольно тесной верхней палубе монитора?

Представлены в коллекциях и другие реликвии.



Военно-морской флаг с одного из порт-артурских брандеров.



Интересна техника изготовления флага, не набивной рисунок, а сшитые клинья ткани разных цветов.

Еще одна реликвия той войны, планшет с осколками, извлеченными из моряков (для интересующихся военно-морской медициной кликабельно) после боя 1 августа 1904 года.



За скупыми строками о размозжении тканей, глубоких раневых каналах и первичной инфекции стоят сильно загрязненные раны с занесенными в них обрывками формы, щепками и копотью. Можно представить, каково было искать и извлекать эти осколки в залитых кровью ранах в душном и полутемном лазарете, когда от крена при поворотах раненые валились со столов. "Громобойцам" Егору Горячеву и Степану Коваленко не повезло, без антибиотиков дело кончилось сепсисом и гангреной. А вот комендор Василий Смирнов с "Громобоя" родился в рубашке. В те годы ранения челюстей и полости рта почти всегда приводили к долгой и мучительной смерти.

Но не хочется заканчивать рассказ на такой ноте. В коллекциях есть модели тяжелых крейсеров "Сталинград" пр. 82



и пр. 66



Интересно, это современная работа или модели показывали Самому?

Tags: ВМФ, История, Моделизм, Питер, Поездки, Флот
Subscribe

Posts from This Journal “ВМФ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments