ezyk091978 (ezyk091978) wrote,
ezyk091978
ezyk091978

К вопросу о развитии ПТЗ крупных кораблей шведского флота



Истории было угодно, чтобы броненосцы типа "Сверье" стали последними кораблями своего класса в шведском флоте. Вплоть до середины 1930-х годов их постройка являлась предметом постоянного торга между политическими партиями. Социал-демократы сознательно затягивали решение важнейших оборонных вопросов ради уступок со стороны правых партий. Однако в конце предвоенного десятилетия правящие круги сделали крайне неприятное открытие: Версальский миропорядок трещал по швам, а Швеция оставалась чуть ли не единственной европейской страной, проводящей в жизнь политику разоружения. Начиная с 1936 года, когда социал-демократы спохватились и приняли новый Закон об обороне, сделано было многое, однако недостаточно для наверстывания упущенного. В итоге флоту не хватило полутора-двух мирных лет, чтобы получить новые крупные корабли. Итоги торгов на постройку двух головных единиц "корабля береговой обороны 1938 года" подвели в декабре 1939 года.

В проектировании кораблей шведские конструкторы шли своим путем и ряд решений аналогов в мире не имели. В полной мере это относится к конструктивной противоторпедной защите. Автор так и не сумел найти сходные разработки и будет признателен читателю за помощь в поиске таковых.



Конструкции ПТЗ линкоров построенных после Первой мировой войны конечно различались в разных странах. Однако они имели общие черты: переборки (из обычной стали или бронированные) выполнялись плоскими.



В общем-то единственным исключением была итальянская ПТЗ системы Пульезе, в полной мере реализованная на линкорах типа "Витторио Венетто". Главной идеей ее было использование безопасно разрушаемых элементов: внутреннего цилиндра, поврежденные секции которого можно было легко извлечь из корпуса в ходе ремонта.



Конструктивная противоторпедная защита "броненосца 1934 года" вполне соответствовала магистральному пути развития. Все картинки со шведскими чертежами кликабельны"



125-мм главный бронепояс подкреплял 40-мм скос бронепалубы, соединявшейся с нижней кромкой пояса характерной "полкой". Сходную конструкцию имели системы ПТЗ японских линкоров и линейных крейсеров программы "8+8". Глубина ПТЗ на миделе составляла 5 м, внутренняя переборка выполнялась из броневой стали толщиной 20-мм.



Броненосец так и не был построен, хотя ему даже присвоили имя "Тре Крунур", под которым он и известен в литературе. Чертежей ПТЗ "броненосных крейсеров 1937 года" автор разыскать не сумел, а вот при создании "корабля береговой обороны 1938 года" конструкторы применили весьма необычные решения.



Глубина ПТЗ на миделе составляла 3,4 м. На расстоянии 1,6 м от внешней обшивки проходила продольная переборка толщиной 7 мм, имевшая 4 горизонтальных гофра высотой гребня 300 мм. От нее на 82 см отстояла такая же гофрированная переборка. Плоская переборка, сделанная из высоковязкой броневой никелевой стали отстояла от нее на 87 см. Образованные ими отсеки заполнялись мазутом. Еще одна небронированная плоская переборка из обычной стали толщиной 8 мм, на расстоянии 82 см от нее, образовывала фильтрационную камеру и кабельный коридор. При этом, наружная обшивка, гофрированные переборки и бронированная переборка соединялись друг с другом многочисленными горизонтальными связями в подобие сотовой конструкции.



При этом все соединения выполнялись электросваркой, в том числе стык нижней бронепалубы со 130-мм бронепоясом.


Артиллерийский корабль 1940 года

Отмена постройки "кораблей береговой обороны" не прекратила работы по проектированию крупных кораблей новых типов. В октябре 1940 года были утверждены чертежи "артиллерийского корабля 1940 года". Он выполнялся в трех вариантах. Большой вооружался 6 283-мм орудий ГК, а два малых имели 6 210-мм орудий ГК. Различались они главными механизмами: два ТЗА с котлами типа "Пеноё" или 4 дизеля.


ПТЗ первого варианта

Корабли имели разнесенное бронирование - внешний броневой пояс толщиной 100 мм прикрывал ватерлинию, а внутренний пояс также толщиной 100 мм отнесли за отсеки ПТЗ. Внешние сухие отсеки ПТЗ были при этом безопасно разрушаемыми элементами конструкции корабля. Общая глубина отсеков ПТЗ на миделе достигала 5,5 м.


ПТЗ второго варианта

Если в первом варианте энергия взрыва рассеивалась отсеками с мазутом, то во втором для этой цели использовали блоки автоклавного газобетона марки "Сипорекс" (тот самый из строительных магазинов). Глубина заполненных бетоном отсеков составляла 1,94 м, причем суммарную глубину ПТЗ сократили до 3,5 м. Кроме того, блоки газобетона защищали и днище - их укладывали слоем 1,1 м в верхнем уровне тройного дна. По всей видимости, использование газобетона признали наилучшим решением. Так, в проекте "большого монитора 1945 года" глубина отсеков ПТЗ составила 10 м, половина которых отводилась под твердые заполнители: сипорекс-пробка-сипорекс.

Вообще-то говоря, автор не может припомнить столь масштабное примение бетона в системах ПТЗ. Разве что японцы применяли бетонирование цистерн авиабензина в своих авианосцах после Мидуэя, но там он был все-таки местной защитой. Эбонит-мусс "Дюнкерков" и "Ришелье" также представлял собой субстанцию иной природы.

Tags: ВМФ, Швеция
Subscribe

Posts from This Journal “Швеция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments