ezyk091978 (ezyk091978) wrote,
ezyk091978
ezyk091978

Волны пресного моря



Как известно, география – это судьба. Великие озера являются настоящими пресноводными морями. По общему объему воды озера несколько уступают крупнейшему резервуару пресной воды на планете – Байкалу (23,6 и 22,6 кубических километров соответственно). Но Великие озера значительно превосходят его по площади водной поверхности (244,1 тыс. кв. км, несколько больше площади Великобритании и Северной Ирландии), что делает их крупнейшей озерной системой мира.


В обиходе Великие озера разделяются на верхние: Верхнее, Мичиган, Гурон, Сент-Клэр и Эри и нижнее - Онтарио, отделенное от остальных Ниагарским водопадом. Сток из этой колоссальной водной системы осуществляется в Атлантический океан через Реку Святого Лаврентия, представляющую собой огромный шрам от движения материковых плит, вдающийся в сушу более чем на тысячу километров. Великие озера являются единым районом судоходства, доступным для океанских судов, но таковым они стали исключительно благодаря упорному труду многих поколений строителей.


Профиль Великих озер

В наши дни морские суда могут попасть на Великие озёра по:

1. Морскому пути Святого Лаврентия (по одноименной реке) при условии, что их длина не больше 222,5 м, ширина 23.16 м, осадка 7,9 м, высота надстроек 35,6 м.

2. Иллинойскому водному пути (по рекам Миссисипи, Иллинойс, Чикаго и Калюмет) при условии, что их длина не больше 182,88 м, ширина 24,38 м, осадка 2,7 м, высота надстроек 5,18 м.

3. Баржевому каналу штата Нью-Йорк (по рекам Гудзон, Тонаванда, озеру Осуэго и соединяющим их каналам) при условии, что их длина не больше 91,4 м, ширина 13,2 м, осадка 3,66 м, высота надстроек 6,1 м.


Шлюзы Су-Сент-Мари. Канада слева

Кроме того, озера Верхнее и Гурон соединяют шлюзы Су-Сент-Мари в обход порогов на реке Сент-Мэрис, пропускающие суда длиной 308,9 м, шириной 32 м и осадкой 9,8 м. Озера Эри и Онтарио соединяет Уэллендский канал, пропускающий те же суда, что и Морской путь Святого Лаврентия. Это разделило все суда на озерников (lakers), которые не могут покинуть верхние озера, и канальщиков (canalers). Они не имеют ограничений по району плавания и могут выходить в океан.


Канальщик Роджер Блау и озерник-тысячефутовик Эдгар Спир

Столь большие на первый взгляд размеры судов внутреннего плавания связаны со своеобразием отличаются природных условий озер. Погода может меняться на глазах, часты грозы со шквалами, при которых скорость порывов ветра достигает 40 м/с. Нередко образуются смерчи. Особенной силы достигают осенние штормы, самым опасным месяцем для плавания считается ноябрь. В морозы видимость падает почти до нуля из-за сильного парения незамерзающей воды.


Королева озер, Пол Р. Трегурта, самое длинное судно на Великих озерах

В зависимости от погоды, навигация продолжается с конца марта и до начала декабря. Хотя, прекращение судоходства зависит от погоды. За исключением самого малого озера, Сент-Клэр, Великие озера полностью замерзают лишь в самые суровые зимы (последний раз в 1979 году). Штормы взламывают лед, но на спокойной воде, в гаванях или проливах, толщина льда достигает метра и более. Суда на Великих озерах строятся ледового класса, но такие льды им уже не под силу, поэтому США и Канада держат ледоколы.


На снимке "Бэджера", последнего американского парохода, совершающего регулярные рейсы, хорошо виден характер волн Великих озер. Творчески позаимствовано у vova_modelist

Озерные шторма не уступают по силам океанским: скорость внезапно меняющего направление ветра достигает 150 км/ч, высота необычно коротких и крутых волн достигает 11-12 метров, нередко из-за нагонов вода у наветренного берега может подняться на метр и более. Визитной карточкой озерных штормов являются «три сестры» - три волны, идущие одна за другой, которые могут быть до 18-20 метров высотой. Долгое время ученые считали «сестер» досужими байками, однако Волна «Дорпата» заставила океанологов всерьез отнестись к рассказам старых моряков.

Самыми опасными штормами на озерах являются ноябрьские. Первенство среди них принадлежит Великому шторму 1913 года, бушевавшему над всеми озерами 7-11 ноября 1913 года. Он погубил 12 судов и 250 человек и выбросил на камни еще 30 судов от старой баржи до нового балкера водоизмещением семь с лишним тысяч тонн. Только ушедшие на дно грузы стоили более миллиона долларов, а убытки от разрушений на суше и вовсе не поддавались исчислению.


Пассажирский пароход "Гуроник", выброшенный на камни Великим ураганом

В причинах особой ярости ноябрьских штормов первыми разобрались индейцы-гуроны: на дне озер живут ведьмы, весь год собирают они волшебные травы, а осенью выходят на сушу и разжигают свои колдовские огни под котлами. В котлах готовятся колдовские зелья, орудуя в них поварешками все быстрей и быстрей, ведьмы создают ураганы. Озера тоже не против, им достаются души мореплавателей, утонувших в шторм. Обычно осенние шторма губили лишь несколько судов за год, но в ноябре 1913 года варево вышло как никогда лучше.


Ноябрьская ведьма с озера Эри

С точки зрения метеорологов Великий шторм является редким феноменом. Осень 1913 года выдалась на удивление теплой, хорошая погода держалась вплоть до начала ноября. Но все имеет обыкновение заканчиваться, со стороны Скалистых гор уже шел холодный фронт и прогноз погоды, вышедший в среду 6 ноября, гласил: ожидается северный ветер от умеренного до бриза, дожди. Ветер понемногу крепчал и на сигнальных мачтах маяков и станций Береговой охраны заполоскались штормовые флаги.

В пятницу начался уже настоящий шторм, северный ветер задувал со скоростью 50 км/ч, при отдельных порывах он усиливался до 80 км/ч. На Верхнем озере и Мичигане он развел трехметровую волну. Дождь перешел в снег. Однако в такой погоде не было ничего необычного, моряки Великих озер видали и не такое. Суда лишь меняли курс, чтобы укрыться от ветра под подходящими островами или возвышенным канадским берегом. Субботним утром ветер начал ослабевать, кое-где даже показалось солнце. Центр циклона наискось прошел по Верхним озерам и понемногу продвигался к Атлантическому побережью чтобы, как казалось, навсегда уйти в океан.

Тем временем над Вашингтоном формировался еще один циклон. Уходивший с Великих озер шторм не оттеснил его с дороги, а слился в единую циклоническую систему с центром над Филадельфией. Около полудня этот сверх-циклон совершил поворот кругом и вновь пошел на север. Метеорологи своевременно заметили смену направления движения. На озера полетели экстренные телеграммы, и матросы береговой охраны спешно набирали на мачтах новые флажные сигналы. Однако предупредить штормующие суда возможности не было, в то время корабельных радиостанций на Великих озерах не было.


Шторм на озере Эри. В 1913 году было еще хуже

Уже в час дня субботы над озером Мичиган ветер достиг скорости 90 км/ч и продолжал крепчать. К семи часам вечера шторм усилился еще, охватив озера Гурон и Эри. Самое главное, за час-полтора северный ветер сменился западным, что превратило безопасные укрытия в смертельные ловушки, не успевшие отойти суда гнало на скалы.

image.jpg
Судно с предыдущего видео: Пол Х. Таунсенд, танкер Второй мировой, перестроенный в цементовоз

В воскресенье 9 ноября шторм охватил все озера. Ветер, дувший со скоростью 160 км/ч и более, срывал гребни с волн, смешивая брызги с густым снегом. Видимость упала до нуля. Для Великих озер характерны очень короткие волны, согласно современным расчетам их период составлял пять-восемь секунд. Кроме того, ветер не совпадал с направлением двенадцатиметровых волн, и разворачивал суда к ним бортом.


На улицах Кливленда

К тому времени на берегу намело уже более метра снега, из-за заносов встали железные дороги, оборванные телеграфные провода полностью прекратили связь с внешним миром огромных районов США и Канады. В Буффало и Толидо высота штормового нагона воды составила 1,8 м. На улицах Кливленда ветер стаскивал с рельс увязшие в сугробах трамваи. Лишь вечером вторника 11 ноября шторм начал нехотя ослабевать, он понемногу отползал на северо-восток Канады. Берега озера Гурон были усеяны обломками и телами погибших моряков, их находили даже несколько лет спустя после урагана. У входа в реку Сент-Клэр кверху днищем плавал балкер «Чарльз С. Прайс».


«Джеймс Каррузерс»

Крупнейшей жертвой урагана стал новенький канадский балкер «Джеймс Каррузерс» (James Carruthers), пропавший с грузом зерна на озере Гурон. Для своих размеров (7862 брт, длина 161 м, ширина 18 м, высота борта 8,2 м) «Каррузерс» брал меньше груза, нежели одноклассники. Заказавшая пароход Канадская пароходная компания особое внимание уделила мореходности, а снижение грузоподъемности предполагала восполнить увеличением продолжительности навигации. Осенний фрахт был делом чрезвычайно прибыльным.

«Каррузерс» прекрасно показал себя в непогоду, но разъяренное озеро вернуло лишь тела нескольких моряков, надевших перед гибелью спасательные нагрудники. Где и при каких обстоятельствах погиб балкер не известно до сих пор. Тогда же произошла история, если это не выдумка газетчиков, ставшая примером самого что ни на есть невероятного совпадения.


Чарльз С. Прайс

Погибших на озере Гурон моряков свозили в морг канадского городка Годрич. Поскольку тела выбрасывало на каменистый берег, то опознание пришлось проводить по личным вещам, меткам на одежде и сохранившимся особым приметам. Вместе с другими родственниками в морге оказался Томас Томпсон из Гамильтона, крупного города неподалеку от Торонто, чей сын Джон служил на «Каррузерсе» матросом. Отец уверенно опознал тело сына по светлым волосам, татуировке «JT» на левом предплечье и особой примете: сросшимся указательным и средним пальцам на ногах. Каково же было удивление и страх родных, когда неделю спустя после похорон Джон Томпсон постучал в дверь родного дома!

Дело объяснялось очень просто. Незадолго до ухода «Каррузерса» из канадского Тандер-Бэй в оказавшимся последним рейс, молодой Томпсон решил списаться на берег. Старпом был не против, правда при условии, что Джон не возьмет расчет и до отплытия найдет себе замену. И он прямо в порту нашел сменщика, согласного хоть сейчас уйти в рейс. Когда в экстренных выпусках газет Томпсон прочитал о собственной гибели и опознании тела, то здраво рассудил, теперь любая телеграмма или письмо родным будет воспринято как чья-то злобная шутка. Разжившись деньгами, он сразу же выехал в Гамильтон. Молодой моряк, у которого Джон Томпсон взял жизнь взаймы, так и остался неизвестным.

Смерчи на Великих озерах заслуживают отдельного упоминания. Это отнюдь не водяные вихри, способные по словам Станюковича «лишь обдать брызгами, да сорвать со шлюпки плохо закрепленный брезент».


Лорейн после смерча

Душным субботним вечером 28 июня 1924 г. к заливу Сэндаски озера Эри из огромного янтарно-желтого облака опустилось несколько воронок. Одна из них пронеслась над предместьями города Сэндаски, затем вновь вышла на озеро и, пройдя порядка 40 км, достигла Лорейна. Здесь путь набравшего силу смерча пролег прямо по забитому гуляющими Бродвею, главной улице процветающего промышленного города и одного из центров судостроения Великих озер. По современным оценкам смерч был самое малое F4, и подавляющее большинство из 80 погибших и 300 раненых пришлось на Лорейн. Разного имущества было уничтожено на 13 миллионов долларов или свыше миллиарда в нынешних ценах.


Бродвей после прохода смерча

Впрочем, как справедливо отметил Джеймс Гордон в своей книге «Почему не ломаются вещи»: Американцы XIX в. привыкли жить в состоянии постоянной опасности, но за это они должны благодарить скорее своих инженеров, чем бандитов или индейцев. Крупнейшее в истории Великих озер несчастье произошло 24 июля 1915 г., когда пароход "Истленд" опрокинулся прямо у причала в центре Чикаго. Погибло более тысячи человек.

Великие озёра стали единым районом плавания лишь благодаря человеку. История создания соединивших их водных путей читается порой не хуже политического детектива. Забегая вперед, США проиграли в упорной борьбе. Близорукое решение, принятое конгрессом более 120 лет назад, привело в упадок город Нью-Йорк, остановило промышленное сердце Северо-Востока – Имперского штата – и вызвало коренные изменения в распределении населения страны. Но об этом рассказ будет во второй части.

[Источники фото]
http://images.ourontario.ca/
http://www.boatnerd.com
http://www.wired.com/2015/12/dave-sandford-hell-hath-no-fury-like-the-waves-of-lake-erie/
http://www.wunderground.com/blog/weatherhistorian/nov-10th-a-day-of-weather-infamy-for-the-great-lake-states-and-the-u
https://thatwoman.files.wordpress.com/2013/11/broadwayb.jpg



Tags: Великие озера, История, Корабли, США, Смерч, Транспорт, Ураган
Subscribe

Posts from This Journal “Великие озера” Tag

  • Каналы Великих Озер. Часть 2

    Сталелитейный завод компании Дофаско в Гамильтоне, Онтарио. В лучшее время выпускал 4,5 млн. тонн стали в год За годы войны в Онтарио и Квебеке…

  • Каналы Великих Озер. Часть 1

    Морской путь Святого Лаврентия Великие озёра стали единым районом плавания лишь благодаря человеку. История создания водных путей, соединивших их…

  • Соболь и Росомаха. Часть 3

    Авианосец IX-81 "Сэйбл" весной 1945 года Итак, дошла очередь рассказать о боевой службы колесных авианосцев Великих озер. Как я…

  • Соболь и росомаха. Часть 2

    В первой части я рассказал о первом колесном авианосце Великих озер – «Соболе». Теперь речь пойдет о его младшем брате…

  • Соболь и росомаха. Часть 1

    "Волверин" вскоре после вступления в строй Авианосец осторожно вышел из забитой разномастными судами гавани. За кормой остался…

  • Что случилось с пароходом?

    Что же случилось с пароходом? Что за великан смял надстройку, возвышавшуюся над водой словно четырехэтажный дом? Об одном из самых невероятных…

  • Две жизни королевы

    Корабли словно люди, у каждого своя судьба. Большинство благополучно работает до выхода на пенсию, попадая лишь в мелкие происшествия. Но жизнь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments