ezyk091978 (ezyk091978) wrote,
ezyk091978
ezyk091978

Шведский комсомолец. Часть 3 или Narrenschiff

Заметьте себе, Остап Бендер никогда никого не убивал. Его убивали, это было. Но сам он чист перед законом. Я, конечно, не херувим, у меня нет крыльев. Но я чту уголовный кодекс. Это моя слабость.
Илья Ильф и Евгений Петров "Золотой телёнок"




В первых частях рассказа о необычайном происшествии с С-363 я писал о действиях шведской стороны. Попытки понять мотивы её крайне странных на первый взгляд действий довольно неожиданно привели меня к шведским планам ядерного нападения на Советский Союз, исходя из которых и определялась внешняя и внутренняя политика Швеции, а также велось развитие вооруженных сил королевства в послевоенное время. Теперь же дошла очередь и до действий советских подводников, так сказать до взгляда сквозь перископ "Шведского комсомольца".

Часть первая
Часть полуторная
Часть вторая
_____________________________________
Narrenschiff - "Корабль дураков", сатирическая поэма Себастьяна Бранта, первое издание в Базеле, 1494 год


Не буду уподляться дореволюционным присяжным поверенным, очень любившим пространные речи об обстоятельствах детства и жизни своих подопечных.



Ко времени описываемых событий С-363, относящаяся к самым многочисленным отечественным подлодкам пр. 613 (в серии 215 лодок отечественной постройки и 25 построено в Китае), разменяла уже третий десяток жизни. Она была коренной петербурженкой, Балтийский завод сдал её флоту еще в 1957 году. Весной, как вскрылся лёд, лодку перевели по Беломорканалу на север, в Белое море. В составе Северного флота С-363 завоевала в 1958 году приз Главкома ВМФ по торпедной подготовке и получила звание "Отличный корабль".


Взято у уважаемого tipolog

В 1966 году С-363 вернулась на родную Балтику, где после ремонта её в 1968 году поставили на отстой в порту Палдиски. Спустя десять лет лодку расконсервировали и направили на средний ремонт в Лиепаю, из которого она вышла в феврале 1981 года.

В ходе ремонта лодку привели в порядок, однако основные навигационные приборы и радиооборудование так и не заменили новыми: гирокомпас Курс-3 был выпущен ещё в 1956 г., лаг ЛР-5 - в 1957 г., эхолот НЭЛ-5 - в 1978 г., автоматический радиопеленгатор АРП-53 - в 1972 г., и магнитный компас ГОН - в 1956 году.


Офицеры у магнитного компаса. Подводная лодка пр. 611

Под стать кораблю были и офицеры-судоводители. Капитан 3 ранга А.М. Гущин стал командиром в январе 1981 года, штурмана, старшего лейтенанта А.И. Коростова, назначили на лодку в 1979 году, как раз под затянувшийся ремонт. Оба офицера опыта самостоятельного плавания не имели.

Учитывая служебную девственность мореплавателей, командир 157-й Бригады подводных лодок направил с ними обеспечивающего, им стал начальник штаба бригады капитан 1 ранга И.Ф. Аврукевич. Это было обычной практикой в таких случаях.

И.Ф. Аврукевич был опытным подводником, получившим допуск к самостоятельному управлению подводными лодками проекта 613 ещё в 1969 году. Начальником штаба он стал в 1976 году, вернувшись в родную бригаду после окончания Военно-морской академии. Каперанг считался авторитетным и перспективным офицером, ему светило повышение в должности и контр-адмиральские погоны.



Как бы то ни было, 16 сентября 1981 г. С-363 вышла из Палдиски в море на боевую службу. Всё должно было пройти обычным порядком, лодке нарезали два квадрата восточнее острова Борнхольм, где она патрулировала с 16 сентября по 7 октября. После этого последовал десятидневный заход в бывший немецкий Свинемюнде (я никак не могу выговорить его польское название :) на отдых и ремонт. 17 октября С-363 вновь вышла в море и должна была находиться в прежнем районе до 5 ноября. Приближаться к территориальным водам иностранных государств ближе пяти миль запрещалось.

Как известно, в среду нельзя начинать никакого нового дела, однако в штабе бригады определенно упустили это важнейшее обстоятельство при планировании похода С-363. Не помогла и суббота, сулящая лёгкую и приятную дорогу, на которую пришлось начало второй части плавания. В воскресенье, 18 октября, шедшая в подводном положении лодка влетела в сети польских рыбаков.



За исключением погнутой антенны радиопеленгатора лодка не получила каких-либо повреждений, поэтому Аврукевич и Гущин решили не сообщать о происшествии в штаб бригады. Неправильная работа радиопеленгатора не позволяла использовать для навигации советские радиомаяки, но штурман Коростов не терял присутствия духа, у него был свой козырь в рукаве.


Радиопеленгатор

В советском ВМФ последствия среднего ремонта корабля справедливо сравнивали с тохтамышевым погромом Москвы. Снимаемые приборы и механизмы бесследно исчезали в бездонных цехах судоремонтного завода, а сам корабль с предельно сокращенным экипажем на два-три года отправлялся на заводские задворки. Поскольку окончание ремонта всегда наступает неожиданно, то при недогляде командиров боевых частей снятое, зачастую, возвращалось в самых причудливых сочетаниях.

Однако были в ремонте и свои преимущества. Хорошие отношения с цехами обеспечивали внесение множества изменений в конструкцию корабля, не предусмотренных проектом. Например, перенос или снятие неудобно расположенных переборок или люков. При ремонте на С-363 установили систему "Пирс-1м", интересный гибрид, предназначенный для приема сигналов иностранных радионавигационных систем "Декка" и "ЛОРАН". Вообще-то "Пирс" полагался только кораблям океанского плавания и подводным атомоходам, однако матрос, гружённый бидоном спирта, возьмёт любую крепость.


Приемник Пирс-1

Но в использовании радионавигационных систем была масса тонкостей. Они не позволяли точно определить координаты корабля, а лишь могли уточнить его место. Кроме того, дальность действия и, самое главное, точность определения координат, сильно зависели от состояния ионосферы и времени суток. Случалось, что в условиях Балтики даже полностью исправный радиопеленгатор давал ошибку в определении места до 70 миль. Это требовало от штурмана тщательного ведения счисления и прокладки, а также и постоянного определения места корабля астрономическим методом.


Карта покрытия системы ЛОРАН. В рамках межправительственных соглашений её станции размещались и в СССР

В идеальных условиях системы "Декка" и "ЛОРАН" обеспечивали в дневное время точность определения места 0,3-0,5 мили на расстояниях до 600 миль, а в ночное время — 0,5-1,5 мили на расстояниях до 300 миль. Когда подводная лодка находилась вдали от берега, использовались астрономические измерения, позволявшие определять координаты лодки с точностью менее 1 мили. Поскольку погодные условия не всегда позволяли производить астрономические измерения, разница между истинным положением подводной лодки и расчетным (невязка) в период между замерами могла достигать 10 миль.

В начале 60-х годов подводные лодки стали оснащаться первыми радиосекстанами, которые позволяли определять высоту Солнца, Луны и даже некоторых ярких звезд в любую погоду. Кроме этого, на подводных лодках появились инерциальные навигационные системы, позволившие значительно снизить невязку. Так, в режиме проведения астрономических измерений один раз в двое суток, невязка не превышала 4 миль. Именно благодаря инерциальным навигационным системам советские подводные лодки к началу 70-х годов освоили арктические маршруты.

Полностью проблема навигационного обеспечения в удаленных от побережья СССР районах океана, а также проблема всепогодности и всеширотности была решена только после создания спутниковых навигационных систем, первой из которых стал "Циклон", принятый на вооружение в 1976 году. Точность определения координат составляла порядка 100 метров, что было вполне достаточно для навигации. Самым существенным недостатком была дискретность в определении координат, что заставило перейти к разработке навигационных систем, использующих геостационарные орбиты.

Впрочем Коростов, по всей видимости, и не подозревал об этих новинках. Как выяснилось при разбирательстве, секстаном он пользоваться не умел и целиком полагался на "Пирс", устойчиво принимавший сигналы шведских станций системы "Декка". Его подвело плохое знание особенностей ее работы, неверное определение исходного места С-363 у польских берегов привело к неуклонному увеличению невязки, превысившей в итоге 100 миль. Аккуратной прокладкой бравый штурман себя также не утруждал, поэтому на лодке имели самое приблизительное представление о своем положении. Когда попытались определиться по маяку на острове Борнхольм, остров канул в балтийские волны словно Атлантида.


Предполагаемый и фактический курс С-363 на пути в Карлскруну

Как известно, Господь хранит пьяных, дураков и американскую армию. Однако история "Шведского комсомольца" показывает, что милость Господня не знает государственных границ и распространяется на всех Его чад. Вечером 27 октября С-363 подвсплыла на перископную глубину и прошла над каменистой банкой. Если бы не этот рутинный осмотр горизонта, то лодка запросто могла пополнить список тайн богатого на них ХХ века.



На вахте стоя замполит Беседин, однако на мостике находился и командир. Низкие острова Карлскрунского архипелага в тумане и дымке приняли за пятна мазута. Маневрируя между ними лодка бойко шла по секретному фарватеру, ширина которого не превышала 10-12 метров. Лишь небольшая задержка при отдаче команды на обход очередного пятна привела к посадке С-363 на камни у его кромки. За исключением треснувшего стеклопластикового обтекателя гидролокатора лодка не получила никаких повреждений. Дальнейшие события описаны в предыдущих частях рассказа.



Возвращение "Шведского комсомольца" в Лиепаю хоть и пришлось на 7 ноября, но было безрадостным. Положение офицеров С-363 усугубляло и их молчание при посадке на камни, запоздалое сообщение утром, здорово осложнило жизнь советским дипломатам и привело к значительным репутационным потерям СССР.

По итогам разбора полетов Аврукевича уволили с флота, а командира лодки Гущина перевели на заведование складом в Палдиски. Беседин и Коростов, прав был Пётр I, честивший штурманов народом сволочным и охочим до зелья и баб, отделались выговорами.

В следующем 1982 году С-363 исключили из состава флота, а в 1989 отправили на разделку в Таллин. Впрочем, есть сведения, что лодка избежала эстонского автогена. Её перевели в Кронштадт, где она, якобы, ржавела и растаскивалась в одной из гаваней до 1995 года. Наскоро залатанного "Шведского комсомольца" продали, наконец, на слом в Голландию. Однако, на переходе лодка в непогоду набрала воды и затонула в Северном море. Вот так в неразберихе 90-х годов буднично завершился земной путь С-363. Как это часто бывает с историческими персонами посмертное существование лодки стало куда более ярким.

Для начала появились самозванцы. В 1991 году владельцы шведского парка развлечений Skara Sommarland купили подводную лодку пр. 613 (номер мне не удалось установить), выкрасили её в красный цвет и под видом С-363 превратили в один из аттракционов. Но в 1994 году парк обанкротился и лодку продали на металлолом в Голландию для покрытия долгов.


Бывший замполит Беседин на открытии аттракциона

Придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель! (Числа 24:24)

После случая в карлскрунских шхерах Швецию поразила перископная болезнь, советские подводные лодки наблюдались сотни раз, причем даже в тех местах, где было по пояс глубины. Уже не одно поколение шведов выросло с осознанием, что с моря за ними постоянно следит холодный и оценивающий взор русского подводника.



Учитывая всенародный размах поисков, Министерство обороны выпустило большим тиражом подробное и весьма толковое иллюстрированное руководство по обнаружению подводных лодок.



Чтобы отсечь всяких шутников, каждое сообщение требовалось сопровождать рисунком или фотографиями, а также по возможности точно указать место и время обнаружения неопознанной субмарины и направление её движения.



Говоря серьёзно, история с С-363 тяжело ударило по шведско-советским отношениям, последовательным сторонником улучшения которых был премьер-министр Улоф Пальме. По сути, от него отвернулись и многие однопартийцы, и лишь трагическая гибель вывела премьера из-под огня критики.


Одна из наиболее мягких карикатур того времени

Рубеж 80-х годов ознаменовался для Швеции затянувшимися экономическими неурядицами и очередным обострением в противостоянии США и Советского Союза, на фоне которых велась острая закулисная борьба вокруг внешне и внутриполитического курса страны. Её итоги, выразившиеся сначала в присоединение к ЕЭС, а потом и вступлении Швеции в ЕС, а также фактическое включение страны в НАТО мы наблюдаем теперь. Решительным противником этих шагов и был Пальме, считавший расширение экономических связей с СССР, который охотно покупал шведские товары, и твердый нейтралитет гарантией сохранения государства всеобщего благосостояния, созданного после войны социал-демократами.

Помимо личных нападок на Пальме (случалось, в прессе его называли душевнобольным и дегенератом), велась и "легальная" борьба, краеугольным камнем которой была советская угроза, а именно советские подводные лодки в шведских водах.


Некоторые образцы предвыборной агитации противников Пальме

Расследованием случаев обнаружения занимались так называемые правительственные комиссии, в которых начинал свою политическую карьеру будущий премьер-министр Карл Бильдт. Впрочем, о деятельности этого политика обстоятельно написал мой ЖЖ друг skandinavia


Молодой Карл Бильдт входил в состав первой правительственной комиссии

Особенностью работы комиссий стала тесная связь с ЦРУ, которое снабжало шведскую сторону большей частью жаренных фактов. Поскольку "Шведский комсомолец" был единственной лодкой, на самом деле обнаруженной в шведских водах, ему уделялось основное внимание. Советский Союз обвинялся в преднамеренном заходе подводной лодки в шведские воды с разведывательным заданием и наличии ядерного оружия на борту (его искали именно по американскому совету). Если с преднамеренностью захода С-363 в шведские воды всё достаточно ясно, то наличие на его борту ядерного оружия требует пояснений.


Новоземельские испытания атомной торпеды Т-5

Созданные в начале 50-х первые атомные торпеды Т-5 не в полной мере удовлетворяли моряков, поскольку заметно уступали по характеристикам обычным торпедам. В 1956 году началась разработка автономного специального боевого зарядного отделения (АСБЗО) калибром 553 мм, которое можно было бы использовать в любой торпеде такого калибра.

В АСБЗО устанавливался облегченный на 30 кг заряд, в котором применили новый взрывчатый состав и предусмотрели расширение температурного диапазона эксплуатации от -25°С до максимальных для территории СССР положительных температур. Эта потребовало обеспечения температурной прочности и стабильности взрывчатого состава в широком диапазоне температур, виброустойчивости и вибропрочности.

Работы увенчались успехом и первый заряд для АСБЗО испытали в 1961 году, затем были приняты на вооружение БЗО ТВ-9 для торпед калибра 650 мм; ТВ-10 с тем же зарядом калибра 533,4 мм; усовершенствованный ТВ-16 калибром 533,4 мм; и, наконец, в 70-х годах, - ракето-торпеда "Шквал" с БЗО ТВ-3 и скоростью около 200 узлов. Мощность зарядов была невелика - 15-20 килотонн, но ее вполне хватала для уничтожения кораблей, идущих в плотном ордере.


Торпеда Т-5

Торпеды с АСБЗО могли выпускаться любыми подводными лодками, но были и свои особенности. Во-первых, дорабатывался ПУТС, для ввода дистанции подрыва боеголовки. Кроме того, пуск спецторпеды как и ракет в РВСН был возможен лишь после одновременного поворота двух ключей (командира и особиста). В свою очередь командиры и торпедисты проходили дополнительное обучение и лишь после него получали допуск к спецбоеприпасам.

Во-вторых, во время похода торпеды с АСБЗО хранились исключительно в торпедных аппаратах. Это было связано, прежде всего, с необходимость защиты обитателей торпедного отсека от фонового излучения боеголовок. Учитывая особенность работы автомат-коробок, спецторпеды загружали в торпедные аппараты нижнего ряда. С большей уязвимостью торпед при навигационных авариях приходилось мириться.


Торпедный отсек однотипной С-189, ставшей музеем в Санкт-Петербурге

Однако такой порядок лишал среднюю подводную лодку половины торпедного залпа, что резко снижало ее возможности по борьбе с надводными целями. Поэтому атомными торпедами обычно вооружались лишь большие подводные лодки, имевшие шесть носовых ТА, и атомоходы. Исключение составлял Черноморский флот, где ими оснащались средние подводные лодки проекта 613. Связано это было с возможностями Балаклавской базы, где хранились и снаряжались АСБЗО, но здесь автор вынужден прекратить дозволенные речи :)

При написании поста автор с немалым удивлением убедился, что сведения о наличии на борту С-363 атомных торпед, а также о приказе их подрыва восходят к многочисленным интервью шведским газетам бывшего замполита Беседина. Отечественные источники в той или иной степени заимствуют информацию из них же.


Противолодочные вертолёты ищут советские подводные лодки в Гусином проливе

Однако, еще в начале 1992 года в Швецию были переданы все отечественные материалы расследования происшествия со "Шведским комсомольцем". Однако, шведы по-прежнему ссылаются на бывшего замполита, который в одном из последних интервью шведским газетам заявил, что атомные торпеды были в торпедных аппаратах левого борта, со стороны которого шведы и производили свои замеры.

Помимо того, что это совершенно противоречит сложившейся практике использования спецбоеприпасов, крайне маловероятно само их наличие в последнем походе С-363. Напомню, для капитана 3 ранга Гущина это и вовсе была первая самостоятельная задача в качестве командира корабля.

Весьма быстро история с С-363 превратилась в истину, не допускающую пересмотра или иного толкования. В нынешней Швеции сомнения в генеральной линии череваты, Карлу Андерсену, начальнику штаба Карлскрунской базы, они стоили карьеры.

В наши дни Швеция опять решает вопрос о вступлении в НАТО. И вновь сторонники отказа от нейтралитета используют привычное оружие, в октябре прошлого года шведский флот ловил неизвестную подводную лодку в Стокгольмском архипелаге. Потом пресса отправила ее на дно, причем жертвой журналистов стал "Дмитрий Донской". Бухнули в колокола не глянув в святцы, бывает. Теперь оказалось, что подводных лодок было две.

Итак, Швеция все громче говорит о российской угрозе, делающей совершенно необходимым вступление страны в НАТО. А каковы же силы гипотетических противников?


Корвет типа "Висби"

Основу надводных сил ВМФ Швеции составляют пять корветов типа "Висби" - быстроходные многоцелевые корабли, имеющие очень мощное вооружение для своих размеров. Дополняют их пять подводных лодок с воздухонезависимыми энергоустановками. В строй шведские корветы вступили в XXI веке, а подводные лодки, построенные в 90-х годах, прошли коренную модернизацию.

Балтфлот же состоит из кораблей, в большинстве своем переваливших за предельный срок службы. Вдобавок его силы, уступающие шведскому флоту, разделены между полностью окруженным в мирное время Калининградом и Ленинградской военно-морской базой, что делает весьма вероятным его разгром по частям. И это не считая весьма многочисленных и новых флотов Дании, Германии и Польши.

___________________________________________
http://www.sarov.info
https://knanilsson.wordpress.com
http://www.oikonomia.info
http://compunews.com/s139
http://media-cdn.tripadvisor.com/
http://www.jproc.ca/hyperbolic/decca.html
http://shturman-tof.ru/Personal/17_mixalskiy/mix_03_biografiy.html
http://forum.qrz.ru/
http://www.blekingemuseum.se/
https://pp.vk.me/c540106/c618323/v618323752/1aa7d/9CmvVDBz44Q.jpg
http://kuleshovoleg.livejournal.com/324760.html
http://alerozin.narod.ru/U137.htm/
Tags: u-137, ВМФ, Знаменитые корабли, История, Подводные лодки, Россия, С-363, СССР, Флот, Холодная война, Шведский комсомолец, Швеция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments