ezyk091978 (ezyk091978) wrote,
ezyk091978
ezyk091978

«Манлигетен» или «Эмма»

В июле 1939 года Швеция полностью перевела экономику на военные рельсы. Пакет чрезвычайных законов ограничивал импорт и экспорт, операции с валютой, вводил государственное распределение стратегического сырья, рабочей силы, нефтепродуктов, угля, электроэнергии и продовольствия, устанавливал новые налоги. Эти меры были плодами десятелетней, скрытой от постороннего взгляда, работы Государственной комиссии по подготовке к войне.

Шведский флот встретил грозное предвоенное лето отнюдь не на пике формы. В межвоенное время он получил только один крупный корабль - крейсер «Готланд». Многочисленные маневры конца тридцатых значительно повысили боеготовность, но одновременно привели к сильному износу броненосцев типа «Сверье», по-прежнему составлявших основу боевой мощи флота.



Если подходящие эсминцы можно было купить за границей, то крупные корабли, пригодные для действий в шведских водах, были только у соседей по Скандинавскому полуострову. Поскольку финский флот и не помышлял о расставании со своими новейшими броненосцами, пришлось скрести по сусекам, где в резерве было три броненосца типа «Эран». Четвертый из них и самый новый - «Манлигетен» ожидал послепоходовый ремонт. Верфь перевели на трёхсменную работу и флот успел получить корабль, наскоро приведенный в порядок, в последнюю мирную неделю, 26 августа 1939 года.


В начале века Швеция, образно говоря, смотрелась в прошлое - эпоху Великодержавья, завершившуюся Ништадским миром 1721 года. Если армия в униформе m/1903 возрождала каролинские традиции, то флот вспоминал знаменитые корабли и адмиралов.


Шведский пехотинец в униформе m/1906

Подобного рода реконструкторство во многом было связано с кризисом шведско-норвежской унии, страны разводились со скандалом и битьем посуды. Три новых броненосца (шведский флот предпочитал заказывать дивизии, состоявшие из однородных кораблей) строились в противовес новейшим норвежским кораблям, заказанным в Англии. Несколько позднее был заказан четвертый, ставший героем моего повествования.

Корабли унаследовали имена знаменитых парусных линкоров: «Эран» (Äran) - Честь, «Ваза» (Wasa) - династия шведских королей, основатель которой Густав I освободил Швецию от датского владычества, «Тапперхетен» (Tapperheten) - Храбрость и «Манлигетен» (Manligheten) - Мужество.

Броненосцы успели к расторжению унии, когда дело чуть было не дошло до Шведско-Норвежской войны. Обе страны мобилизовали флот и армию, стянули войска к границам. Однако обошлось.


Получено по наводке уважаемого vova_modelist

Вступивший в строй 3 декабря 1904 г. «Манлигетен», построенный на верфи «Коккумс» (в настоящее время является единственной шведской верфью, принадлежащей национальному капиталу) был несколько крупнее своих старших братьев.


Кормовое украшение «Манлигетена»

Полное водоизмещение составляло 3840 тонн, длина 89,7 м, ширина 15 м, осадка 5 м. Две трёхцилиндровые паровые машины общей мощностью 5500 л.с. обеспечивали максимальную скорость 16,5 узлов. Дальность плавания на скорости 12 узлов составляла 3000 миль. Экипаж состоял из 322 человек.



Для своих размеров броненосцы имели мощное и дальнобойное вооружение, а также солидное бронирование. Все орудия главного и среднего калибра размещались в одиночных башнях. Два 210/44 орудия модели m/98 раз в минуту забрасывали 125 кг снаряды почти на 11 км. Шесть скорострелок 152/44 также модели m/98 выпускали 6-7 снарядов в минуту на 9 км.


«Эмма», такое произвище получил «Манлигетен» по первой букве своего названия, перед учебными стрельбами, 1906 год

Противоминное вооружение состояло из десяти 57/55 скорострелок модели m/89B. Тренированный расчет из трёх человек мог выпустить в минуту до 35 гранат, весивших 2,7 кг. Но такая стрельба приводила к быстрому перегреву ствола, поэтому нормальной скорострельностью считались 20 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы составляла 5 км. Основное вооружение дополняли установленные на паровых катерах две 37 мм пушки модели m/98B, два подводных 457 мм ТА и четыре боевых 90 см прожектора модели m/00.


Броненосцы типа «Эран» в Карлскруне, «Манглигетен» на переднем плане

Толщина бронепояса (он прикрывал чуть больше половины ватерлинии) достигала 175 мм, палубы - 48 мм. Башни ГК защищались 180-140 мм броней, барбеты - 190 мм; башни СК защищались 125-60 мм броней, барбеты - 100 мм. Вся броня была крупповской.

До Первой мировой корабли практически не модернизировались, лишь в 1906 году переделали фок-мачту в треногую, установив на марсе дальномер, перенесенный с носовой надстройки. Во время войны две 57-мм скорострелки установили на зенитных станках на башнях ГК.


В бурном море. Открытка времён Первой мировой

В целом, на момент постройки броненосцы типа «Эран» полностью устраивали шведских адмиралов. Они составляли ударную силу флота вплоть до начала 20-х годов, когда была полностью завершена серия броненосцев типа «Сверье».

Последовательное сокращение военных расходов, проводимое социал-демократическими правительствами (с 1922 по 1932 финансовые годы они упали с 25% до 6,5 % бюджетных расходов) заставило выводить немолодые броненосцы в резерв. Первым, в 1924 году, на прикол отправился «Ваза», за ним в 1927, после учебных плаваний с кадетами «Таперхетен» и в 1933 - «Эран».

В отличии от них «Эмма» по-прежнему находилась в действующем флоте и использовалась для подготовки и оморячивания новобранцев и кадетов. Поскольку шведский флот постепенно переходил на нефть, то два котла переделали для работы на жидком топливе.



В первое учебное плавание «Манлигетен» вместе с «Эраном» ушёл в 1925 году. Корабли посетили Амстердам, Портсмут, остров Гернси и Влардинген. В 1927 году вместе с «Таперхетеном» Эмма опять побывала в Плимуте, потом в Сан-Себастьяне, Бильбао и Роттердаме.


Свежий ветер

20 августа 1934 г. «Манлигетен», следуя из Стокгольма в Хорс-фиорд попал в густой туман. Пришлось снизить скорость и идти по счислению. В четыре часа дня броненосец вылетел на необозначенные на картах камни. Течи не было, но самостоятельно сняться с камней броненосец не мог. Не помог и сопровождавший его минзаг «Клас Флеминг».


В шхерах

Через день на помощь подошел броненосец «Дроттинг Виктория», а с «Манлигетена» за это время выгрузили боеприпасы. Поскольку подходящего троса не было на «Дроттинг Виктроию» завели якорную цепь, но все без толку. К счастью, лопнувшая цепь никого не задела. Не исправило дело и дополнительное облегчение - с «Эммы» выгрузили весь уголь и откачали воду, кроме той, что была в котлах. Лишь третья попытка увенчалась успехом, прошедший рядом эсминец «Вахтмайстер» поднял волну, которая, наконец, оторвала броненосец от камней.

В следующий поход «Манлигетен» отправился в 1937 году, посетив Амстердам, Ньюкасл, Руан, Кардифф, Обан, Тронхейм и Клайпеду.


Развлечение в походе - бокс вслепую

Послепоходовый ремонт должен был стать последним для старого броненосца перед его уходом в резерв, но предвоенные события коренным образом изменили эти планы, поскольку «Манлигетен» единственный из одноклассников мог выйти в море. «Ваза» так и не вступил в строй, прослужив всю войну в качестве несамоходного вспомогательного корабля и плавказармы, а «Эран» и «Таперхетен» требовали неотложного ремонта. Однако «Эмма» была сильно изношена учебными походами, а ремонта корабль так и не дождался - верфи были завалены заказами на новые корабли.


Осень 1939 года, один из первых военных походов. Каптан (по-нашему капитан-лейтенант) Ринги на марсе. Обратите внимание на карман тужурки

При оценке боевой мощи флота шведские адмиралы считали броненосцы типа «Эран» примерно равными по силе европейским лёгким крейсерам, вооружённым восемью-девятью шестидюймовками. Как говорил один из героев «Свадьбы в Малиновке»: Это было так, но трошечки не так.

Дальность стрельбы орудий ГК ветеранов была в полтора-два раза меньше, а система управления огнем так и осталась на уровне времён Русско-Японской войны. Таким образом, дневной бой был старым кораблям категорически противопоказан. Некоторые шансы были при ночной стычке накоротке, но и в ней все преимущества были на стороне «глазастых» противников.


«Эмма» в Руане, 1937 год

Кроме того, зенитное вооружение так и осталось прежним - два 57-мм орудия на крышах башен ГК. Тем не менее, «Эмма» стала флагманским кораблем Гётеборгской эскадры, прикрывавшей Южную Швецию.

13 декабря 1939 г. во время очередного выхода в море с «Манлигетена» заметили немецкий параван, который, как оказалось впоследствии, подсёк минный защитник. При подъёме паравана на палубу сработал подрывной патрон. В результате взрыва погибло 6 моряков, ещё 14 человек получили ранения и травмы, кроме того, надводный борт в носу получил повреждения.

Загруженность верфей и начавшиеся в апреле 1940 года учения на Везере задержали ремонт броненосца до 1941 года. Всё это время он по-прежнему был флагманским кораблём, но дальше шхер в море не выходил.

Тем временем вышли из ремонта «Эран» и «Таперхетен». Они получили новую систему управления огнём ГК, точнее старую, снятую при модернизации в конце 30-х годов с броненосцев типа «Сверье». Противоминные орудия сняли, заменив их новыми зенитками. При этом для увеличения углов обстрела с кораблей убрали грот-мачты и перестроили надстройки. После ремонта броненосцы стали заметно различаться друг от друга.


«Эран», 1943 год

«Эран» получил четыре 57-мм зенитки Lvk m/1924, два 40-мм автомата LvAkan m/36, два 25-мм автомата LvAkan m/32 и два 8-мм зенитных пулемёта Lvksp m/36.

«Таперхетен» был вооружён также, однако зенитки размещались иначе.


«Таперхетен», 1943 год

Оба броненосца не часто выходили в море, сказывался износ машин. В основном они служили в системе обороны крупных портов.

«Манлигетен» решили сохранить в составе действующего флота, поэтому модернизировали его куда серьезнее. Он также лишился грот-мачты и получил другую надстройку, котлы заменили на новые. С ними броненосец забегал как в молодости.



Поврежденный в 39-м нос полностью переделали, увеличив подъём палубы и установив изящный клиперский форштевень. Длина при этом возросла до 91,4 метров.



Башни главного и среднего калибра модернизировали, увеличив углы возвышения орудий. Кроме того, «Эмма» также получила старо-новую систему управления огнём.


25-мм автомат, установленный на крыше башни ГК. Хорошо виден камуфляж и маскировочная сеть, которой броненосец закрывали на стоянке

Вместо старых зениток броненосец получил четыре новейшие 57-мм Lvk m/38, состав остальных автоматов остался неизменным.


Lvk m/38, установленные на броненосце «Оскар II»

В весной 1942 года на «Манлигетене» испытали новую схему зимнего камуфляжа.



До конца войны «Манлигетен» находился в составе действующего флота и постоянно выходил на прикрытие конвоев.


Командующий флотом адмирал Фабиан Тамм на палубе «Эммы», 1945 год

В отличии от большинства броненосцев «Манлигетен» продолжил активную службу вплоть до 1950 года.


Хорошо заметно, насколько компактными были шведские броненосцы, 1945 год

Начало 50-х годов стало роковым временем для шведских броненосцев, когда заслуженные корабли один за другим отправлялись на гвозди. Хотя бывали и исключения. Уже в 1968 году во время буксировки на слом «Эран», пробывший два десятка лет плашкоутом, показал характер. В неспокойном море он оборвал буксир и ушёл на дно, сам.

«Манлигетена» ждала иная судьба, ему не выпал шанс совершить побег. Не откладывая дела в долгий ящик в 1950-52 годах в Карлскруне с него сняли броню, надстройки, механизмы и срезали борт по главную палубу.



Так бывший броненосец стал понтоном для плавпрчала. Его перевели на базу Гульмар рядом с городом Люсечиль, где он и прослужил с 1956 по 1984 год причалом для торпедных катеров.

После этого его перевели в соседний Бро-фиорд. Там он и работает поныне плавпрчалом для буксиров, обслуживающих крупнейший в Швеции нефтеперерабатывающий завод.


Скриншот из гуглокарт

____________
Фото с сайтов http://www.digitaltmuseum.se и http://www.algonet.se

Tags: Броненосец, ВМФ, Вторая мировая война, История, Фото, Швеция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments