ezyk091978 (ezyk091978) wrote,
ezyk091978
ezyk091978

Рельсы, уходящие в море

От юго-восточного побережья Флориды по направлению к Кубе тянется архипелаг Флорида-Кис, состоящий примерно из 1700 островов и островков. Море мелкое и острова соединены автодорогой, проложенной на эстакаде к городу Ки-Уэст, самому южному городу континентальных штатов США. До берегов Флориды от него по прямой примерно 150 км.


Взято отсюда: http://eamerica.ru/karta/miami-2.php По щелчку откроется в крупном размере

Кое-где вдоль шоссе, то приближаясь, то удаляясь, идут старые, исхлестанные ураганами мосты. Это остатки Морской железной дороги (Overseas Railroad), открытой сто лет назад, в 1912 году. Более двадцати лет она была символом покорения человеком природы, пока 2 сентября 1935 г. в День труда природа не указала человечеству на его место.


Взято из Википедии



Много лет Флорида была одним из самых малонаселенных штатов США. Все изменилось в 80-е годы 19 века, когда во Флориду пришла железная дорога. "Отцом" флоридских железных дорог стал Генри Моррисон Флаглер, один из основателей Стандарт Ойл.

Portrait_of_Henry_Morrison_Flagler
Взято из Википедии

Врачи посоветовали ему сменить климат и в 1878 году он впервые приехал на зиму во Флориду. Хваткий бизнемен мигом оценил чистое море и многие километры песчаных пляжей. Он начал вкладывать деньги в строительство отелей, основал немало городов. Не избежал его внимания и Флорида-Кис. Однако мелководье позволяло подойти к берегу большинства островов лишь на лодке, что сильно снижало их привлекательность для туристов. И Флаглер решил построить железную дорогу через весь архипелаг от побережья Флориды до Ки-Уэст.

Строительство дороги началось в 1905 году. Не раз налетевшие ураганы уничтожали плоды многомесячных трудов, топили корабли и баржи с рабочими. Через судоходные проливы между островами перебрасывали мосты с поворотными секциями.

0_cb8ec_d7dee43b_orig
Взято отсюда: http://img-fotki.yandex.ru/get/9167/137106206.38c/0_cb8ec_d7dee43b_orig.jpg

Несмотря на все трудности первый поезд прибыл в Ки-Уэст 22 января 1912 года. Он состоял из одного вагона - личного вагона Флаглера. Выступая перед многотысячной толпой он сказал: "Теперь я могу умереть спокойно, моя мечта сбылась". Флаглер умер год спустя в возрасте 83 лет.

Общая длина дороги составила 251 км. Она была однопутной, лишь на нескольких станциях (по сути разъездах) прокладывались вторые пути для пропуска встречных поездов. Все необходимое (прежде всего пресную воду для паровозов) везли на пароходах, грузового движения на дороге почти не было.

florida_east_coast_railway
Взято отсюда:http://prousa.ru/images/states/florida/florida_east_coast_railway.jpg

Путь от Ки-Уэст до Нью-Йорка можно было добраться за два дня, при этом путь до материка занимал порядка пяти часов.

KeysOverSeaRail10_1505_3668_low
Взято отсюда: http://media.fla-keys.com/images/9039/media_gallery/KeysOverSeaRail10_1505_3668_low.jpg

В 20-е годы железная дорога была популярна у пассажиров. Всего за три доллара можно было купить билет на экскурсионный поезд, проехать через все острова и погулять в Майями или Ки-Уэст. Все изменила Великая депрессия.

Одним из самых острых вопросов стала пенсий ветеранам первой мировой. По 3,7 миллионам пенсионных сертификатов в течении 20 лет ежегодно требовалось выплачивать порядка 112 млн. долларов. С началом экономических трудностей эти выплаты постоянно сокращались и безработные участники войны двинулись на Вашингтон. Стычки с полицией закончились вмешательством армии, разгромившей вашингтонский лагерь ветеранов.

Bonus_marchers_05510_2004_001_a
Взято из Википедии

Генерал Мак Артур пустил в дело шесть танков, кавалерию и слезоточивый газ.

t1larg_bonus_army_gi
Взято отсюда: http://pierrelegrand.net/wp-content/uploads/2010/09/t1larg_bonus_army_gi.jpg

Тем не менее, властям пришлось пойти на ряд мер, направленных на помощь безработным. В числе прочего правительство Рузвельта создало Гражданский корпус сохранения ресурсов (Civilian Conservation Corps, CCC). Поначалу в него направляли безработных молодых людей, чьи отцы также были безработными и ветеранов войны. Корпус занимался общественными работами и дорожным строительством. В числе прочего в 1934 году началось строительство шоссе на архипелаге Флорида-Кис. Как и железная дорога шоссе прокладывалось на эстакадах и мостах.

Это шоссе строили 800 бывших участники Похода на Вашингтон. Обитатели архипелага мягко говоря невзлюбили ветеранов, называя их армией голодранцев. Ветераны также не остались в долгу.

hurr35ww1campmap
Взято отсюда: http://www.keyshistory.org

Жизнь в лагерях была не сахар. На островах не было пресной воды и ее везли с материка. Выдача же была строго ограничена.

1935 hurricane013
Взято отсюда: http://wdryegoods.blogspot.ru/2010/03/april-1-1935-vets-work-camps-get_30.html

Тем не менее работа шла, однако природа еще не сказала свое веское слово.

Для начала немного теории. Циклоны представляют собой гигантские воздушные вихри, с убывающим к центру давлением воздуха. В северном полушарии воздушные потоки закручиваются вокруг центра циклона против часовой стрелки, а в южном - по часовой стрелке. Средняя ширина тропических циклонов достигает нескольких сот километров.

1935 год выдался спокойным - на атлантическом побережье США было всего шесть ураганов.

1935_base
Взято отсюда: http://www.aoml.noaa.gov/hrd/hurdat/track_maps/1935_base.gif Щелчок откроет карту в полном размере

Пять из них не причинили особого вреда. Поскольку ураганы стали получать имена лишь с 1950 года, то этот ураган известен как Ураган Дня труда.

В то время в распоряжении метеорологов не было ни спутников, ни самолетов. О зарождении и пути ураганов судили по сообщениям метеостанций, маяков и кораблей, застигнутых бурей. Метеослужба США передала штормовое предупреждение 31 августа. На Флорида-Кис к штормам привыкли, жители заколачивали окна, переводили лодки в безопасные бухты и запасались провизией.

О том, что шторм переходит в ураган стало ясно в ночь на 1 сентября, в 10.00 авиастанция Береговой охраны в Майями получила официальное уведомление. Требовалось срочно оповестить обитателей Флорида-Кис. Радио в ту пору на архипелаге было роскошью, поэтому в таких случаях к вылету срочно готовили самолеты. Заметив людей летчики сбрасывали на острова так называемые вымпелы - белые коробки с длинными матерчатыми хвостами. Внутрь вкладывали записку с прогнозом - в ураган на островах не было безопасных мест.

35-Hurr-msg-block
Взято отсюда: http://www.keyshistory.org

Однако день был праздничный и у летчиков был выходной. Первый самолет вылетел лишь около часа дня.

Железная дорога также стала готовить спасательный поезд - предстояло вывезти обитателей мелких островков и ветеранов. В Ки-Уэст и Лонг-Ки вагонов не было, в ночь на понедельник все поезда ушли на материк в Майми. В итоге поезд пришлось срочно формировать на станции Гомстед, он вышел на помощь только в 15.30. Ему требовалось пройти 45 миль.

Но было уже поздно. В 20.30 штормовые волны накрыли остров Исламорада и сбросили все 10 вагонов с рельс. Паровоз устоял, однако вода залила топку. Пути спереди и сзади, а также мосты с острова были уничтожены.

Train_derailed_by_the_1935_hurricane
Взято из Википедии

В поезде никто не погиб, однако свой главный удар ураган нанес по ветеранам, ждавшим его на станции Матакумбе. Они прятались от ветра за насыпью, когда через нее перехлестнули поднятые ураганом волны.

35-hurr-News-map
Взято отсюда: http://www.keyshistory.org

Ураган шел очень невероятно узкой полосой, не более 15-20 километров, но ветер достигал скорости 400-500 км/ч. Подхваченные им песок и мелкие камешки секли до крови, предметы покрупнее калечили и убивали. С застигнутых на открытых местах людей полностью срывало одежду, оставались только кожаная обувь и ремни.

Так выглядел лагерь ветеранов до:

LabordayBefore

А так после:

LaborDayAfter
Обе фотографии взяты отсюда: http://blogs.archives.gov/TextMessage/2011/09/02/the-labor-day-hurricane-of-1935/

С небольших островков полностью смыло всю растительность, на островах покрупнее разрушения были не меньше. На маяке Аллигатор риф ветер разбил стеклянный колпак фонаря, погасив огонь, а волны разрушили жилое помещение смотрителей.



С 1873 года, когда был установлен маяк, такого не бывало ни до, ни после.

Всего погибло более 400 человек, из них 262 ветерана.

Спустя некоторое время после урагана на Флорида-Кис побывал Эрнест Хемингуэй, написавший очерк "Кто убил ветеранов?" (Who Killed the Vet?). Начинающий писатель обвинил в их смерти чуть ли не всех жителей Флориды и Флориды-Кис: мол не любили, оставили на островах в сезон ураганов, намеренно задержали предупреждение и отправку поезда и т.п.

Но Хемингуэй перегибал палку. Первыми, кто пришел на помощь ветеранам были рыбаки с соседних островов. На немногих уцелевших лодках они искали их в море и мелких островках, снимали раненых с деревьев, откапывали из песка.

Железную дорогу так и не восстановили - слишком велики были повреждения. Её выкупил штат и шоссе до Ки-Уэст частично проложили по эстакадам, с которых сняли рельсы.

фото
Взято отсюда: http://overseasrailroad.railfan.net

До наших дней сохранился паровоз № 750 с железной дороги до Ки-Уэст. Посмотреть на него можно в железнодорожном музее Атланты.




Tags: Железная дорога, История, Погода, США, Ураган
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments