ezyk091978 (ezyk091978) wrote,
ezyk091978
ezyk091978

Машина школьного учителя

Мы купили новый «форд». Автомобиль был совершенно новый, благородного мышиного цвета, выглядел как дорогой, а стоил дёшево. Чего ещё можно желать от автомобиля?
И. Ильф, Е. Петров «Одноэтажная Америка»


Герой моего поста покинул конвейер в городе Оберн-Хиллс спустя 12 лет после путешествия советских писателей по одноэтажной Америке. Автомобили конца 40-х годов остались в тени своих блистающих хромом потомков эпохи Детройтского барокко, однако именно они создали деловую репутацию американских автомобилей, как прочных и надежных машин.


Вторая мировая война не затронула территорию США, однако в автомобильной промышленности произошли заметные изменения.

Большая тройка, т.е. Дженерал моторс, Форд и Крайслер, перестроила производство на военные нужды, полностью свернув выпуск легковых автомобилей. На сборочных линиях их сменили танки, бронетранспортеры, автоматические пушки и многое другое.

С наступлением мира потребовалось время для переналадки производства, в результате чего на конвейеры пришлось поставить слегка перелицованные модели довоенного 1942 модельного года (он начался осенью 1941 календарного года). Производители столкнулись с нехваткой комплектующих, тонкого стального листа, хрома для гальванических покрытий, как следствие новые машины выглядели куда скромнее, чем до войны.

Этим воспользовались так называемые независимые производители. В их число входили как старые, почтенные фирмы: Паккард, Нэш, Студебеккер, Хадсон (любимая марка Ниро Вульфа) и Виллис, так и послевоенные выскочки Такер и Кайзер-Фрэзер.

До войны они кормились крошками со стола Большой тройки. Объемы продаж редко превышали сотню тысяч автомобилей в год, что было совершенно несерьезно по американским меркам. В итоге бухгалтерские балансы постоянно сводились с минимальной прибылью или вовсе с убытками. Требовалось внешнее финансирование, например фирму Нэш держало наплаву ее отделение Кэлвинейтор (Kelvinator), выпускавшее холодильники и кондиционеры.

Обильные военные прибыли позволили наконец расплатиться с кредиторами и нарастить финансовый жирок, а меньшие объемы производства дали возможность запустить принципиально новые модели уже в 1946 году. В итоге, к 1950 году каждый пятый автомобиль, выпущенный в США, сошел с конвейеров малых фирм.

Встревоженная Большая тройка поспешила с ответом, однако новые машины, не связанные с довоенными моделями, появились на сборочных линиях лишь к 1948 году. Компания Крайслер опоздала и новые модели вышли годом позже. На их разработку компания выделила невиданные прежде деньги – 90 млн. долларов.

DSC07423

Плимут открывал линейку моделей Крайслера. В свое время Генри Форд с юмором относился к тому, что его модель «Т», Жестянку Лиззи, называют машиной для неудачников, однако в конце 40-х такое мнение могло запросто погубить фирму.

DSC06987

Рекламщикам приходилось всячески изворачиваться чтобы подчеркнуть надежность и дешевизну машин, поэтому Плимуты тех лет слыли самой подходящей машиной для школьного учителя.

DSC07431

Их облик отражал модное направление в дизайне «две коробки рядом, третья сверху». У многолетнего президента компании Крайслер Кауфмана Тумы Келлера были свои взгляды на пропорции автомобилей. Как и Ле Корбюзье он считал, что человека должны окружать соразмерные ему вещи:

высота салона позволяла водителю находиться за рулем, а также входить и выходить из машины не снимая шляпы;
высота подушек сидений не меньше, чем домашних кресел;
высота капота не позволяла перебравшему гуляке обдать его струей из своего шланга.

DSC07429

По меркам того времени Плимут 1949 года считался весьма совершенной и комфортабельной машиной. Шестицилиндровый двигатель мощностью 95 л.с. и рабочим объемом 3,57 литров не доставлял особых хлопот владельцам и работал на дешевом низкосортном бензине. В отличие от автомобилей остальных фирм Большой тройки, у плимутов того времени снимались и задние крылья, что здорово упрощало и удешевляло мелкий ремонт.

Впервые на недорогих моделях двигатель запускался поворотом ключа в замке зажигания, пассажиров заднего ряда отделял от переднего сиденья почти метр. Панель приборов делали из металла и на некоторых моделях раскрашивали под махагони. Капот всех плимутов украшал Мэйфлауэр, идущий на всех парусах к берегам Нового Света.

DSC07427

Сколько же должен был заплатить школьный учитель в 1949 году за новый Плимут Супер Делюкс благородного мышиного цвета?



Автомобиль с двухдверным кузовом Клаб купе и шестицилиндровым мотором стоил франко-завод 1392 доллара, примерно на 30 долларов дороже, чем до войны (порядка 14 тыс. долларов на нынешние деньги). Однако найти машину за такие деньги было почти невозможно. По тогдашнему обычаю автомобили поступали в автосалоны совершенно пустыми, даже подлокотников не было. А дальше начинались накрутки, ведь продавцы зарабатывали только с дополнительного оборудования:

Козырек от солнца на ветровое стекло 6,65 долларов;
Комплект клыков на бампера 5,5 долларов;
Обогреватель с забором свежего воздуха снаружи машины и подачей к стеклам 88,95 долларов;
Комплект колесных колпаков 10,5 долларов;
Подлокотники на передние двери 6,25 долларов;
Электрические часы 14,15 долларов;
Радиоприемник 73,5 долларов;
Антенна 6,1 доллар;
Комплект шин с белыми боковинами 47 долларов;
Комплект кожаных чехлов на сиденья (суконная обивка быстро протиралась) 70 долларов.
На круг выходило 328 долларов 60 центов, и это не считая налога с продаж. Прибавка в цене почти на четверть!

В целом, американские автомобили конца 40-х были вместительными, надежными и прочными машинами. Это определило их долгую жизнь, многие, как этот Плимут 49-го года, переделывались в хот-роды.

high-and-mighty
Взято отсюда: http://www.allpar.com/racing/pix/high-mighty/high-and-mighty.jpg

А вот сменившие их машины эпохи Детройтского барокко создавались исходя из совсем других воззрений. Броская внешность скрывала под собой на удивление тесные и неудобные кузова, механизмы десятилетней давности и год от года падающее качество изготовления.

DSC07807
Бьюик Ле-Сабр, 1959 года

До поры до времени промахи и ошибки удавалось прятать под слоем хрома, но уже не за горами было время, когда покупатели искали "машины, сделанные в среду".

Tags: nex-5n, Авто, История, Матчасть, США, Транспорт, Фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments