ezyk091978 (ezyk091978) wrote,
ezyk091978
ezyk091978

Две жизни королевы

7235410728_64e1c475ec_o

Корабли словно люди, у каждого своя судьба. Большинство благополучно работает до выхода на пенсию, попадая лишь в мелкие происшествия. Но жизнь некоторых делится на две части: до и после.
В своей первой жизни он по праву носил титул Королевы скорости Великих озер, а во второй, большей половине, стал канонерской лодкой. Как и почему это произошло я
Июль 1915 года выдался в Чикаго жарким. Уже рано утром ртутные столбики в термометрах переваливали за цифру 85 градусов (30 градусов Цельсия) и оставались там до вечера. Несмотря на рабочий день рано утром в субботу, 24 июля, на причале и набережной южного берега реки Чикаго между мостами Ла Саль и Кларк стрит собралась многотысячная толпа.

Место
Так это место выглядит сейчас с моста Ла Саль стрит в Гугл Стрит Вью

Было весело. Настроение не испортил даже дождик, начинавший моросить время от времени.

Компания Вестерн Электрик проводила пятый ежегодный пикник для своих работников. Прошлогодний пикник прошел настолько хорошо, что в 15-м году компания продала 7000 билетов на него. Взрослый билет стоил 1 доллар, на детей от 5 до 12 лет - 75 центов, а детям младше 5 лет билет не требовался.

Большинство из рабочих и служащих компании зарабатывало от 15 до 17 долларов в неделю, так что поездка была всем по карману. Три часа на пароходе до Мичиган Сити, прогулка и пикник в тамошнем парке и три часа обратно. Что могло быть лучше жарким летом!?

Билет

Учитывая количество желающих компания наняла целый флот. Истленд уходил первым в 7.30 утра, Теодор Рузвельт отчаливал вслед за ним в 8.00, далее с получасовыми интервалами отплывали Петокси, Мейвуд и Рейсин. Последним в 14.30 отходил Рочестер.

Все стремились попасть на Истленд. На Великих озерах его называли Королевой скорости, развивая на спокойной воде 22 узла (около 41 км/ч) Истленд мог поспорить и с скороходами, ходившими из Европы в Америку.

Точно по расписанию в 6.30 спустили сходни и пассажиры хлынули на корабль. Согласно сертификату, выданному в 1914 году, он мог принять на борт 2500 пассажиров и 70 человек экипажа.

Eastern_1

Примерно через десять минут Истленд накренился на правый борт, которым был ошвартован к причалу. В этом не было ничего из ряда вон выходящего. Попавшие на корабль пассажиры, ища знакомых в толпе, собирались на открытых палубах правого борта.

Из-за крена вода подступила к нижним кромкам лацпортов, дверей в бортах, через которые шла посадка. Старший механик Эриксон приказал принять балласт в цистерны левого борта и Истленд выпрямился. Но через несколько минут опять возник крен, на этот раз на левый борт. Чтобы спрямить его механики откачали балласт из левобортных цистерн.

04.07.1915 Истленд
Одно из последних фото Истленда, сделанное 4 июля 1915 года

Когда в 7.00 подошел буксир, заказанный для проводки Истленда вниз по реке, корабль снова стал кренится налево. Через десять минут контролеры пропустили на борт последних из 2500 пассажиров. Началась посадка на Теодор Рузвельт и Петокси. На прогулочной палубе Истленда заиграл оркестр и начались танцы.

В 7.15 механики запустили насос чтобы заполнить водой балластные цистерны правого борта. Насос работал, однако по непонятной причине цистерны остались сухими. Через три минуты корабль самостоятельно выпрямился. Капитан Педерсен приказал готовиться к отплытию.

В 7.20 Истленд вновь накренился на левый борт, да так, что вода начала поступать на главную палубу через шпигаты, отверстия для стока воды, и лацпорты. Механикам пришлось запустить помпы. Швартовы натянулись словно струны.

В 7.24 крен на левый борт увеличился до 25-30 градусов. Первыми заметили неладное пассажиры, бывшие внизу. По палубе к левому борту поползли все незакрепленные предметы, из буфетов со звоном сыпалась посуда.

Через три минуты крен усилился. На скользкой от дождика прогулочной палубе стало невозможно танцевать. Чтобы развлечь пассажиров еле держащиеся на ногах музыканты заиграли регтайм. Все это время пассажиры ничего не подозревали. Наоборот, всех веселило, что корабль словно пьяный переваливается с борта на борт.

В 7.28 крен достиг 45 градусов. Со своих мест в салонах стала срываться казалось надежно закрепленная мебель. Сметая все на своем пути к левому борту ползли огромные ящики со льдом, где держали снедь для пикника. Корабль зачерпнул воду открытыми из-за жары иллюминаторами. Пассажиры, бывшие в салонах под верхней палубой, в панике бросились наверх, на трапах началась давка. Находившихся наверху прижало к поручням левого борта.

В 7.30 корабль плавно лег на борт и погрузился на речное дно. На верхних палубах всех, кто не смог зацепиться за что нибудь, сбросило в воду. Все это произошло в самом центре Чикаго в каких-то десяти метрах от причала.

DisasterPC168

Рядом с Истлендом было много кораблей. Несмотря на то, что корабль затонул рядом с причалом и отчаянные усилия спасателей, из-за внезапности и быстроты катастрофы число жертв было огромно. Во всех официальных сообщениях и в Википедии указано, что погибло 844 человека, из них 2 члена экипажа и матрос с Теодора Рузвельта, погибший при спасении тонущих.

11191309343_1de560aa5f_o

Однако, это не полная цифра. Ее обнародовали спустя несколько дней после происшествия, еще до того, как при подъеме корабля из его корпуса извлекли тела нескольких сот погибших.

image063

Районы, где жили рабочие Вестерн Электрик, погрузились в траур. Мест в моргах не хватало, пришлось создавать временные. Крупнейшим из них стал арсенал на Рендольф стрит.

11191242966_3d43212b83_o

Начавшееся расследование вскрыло вопиющие факты. Оказалось, что владельцы Истленда самовольно увеличили его вместимость с двух до двух с половиной тысяч пассажиров. В конструкцию корабля без всяких расчетов вносились переделки, серьезно ухудшившие его остойчивость. Балластные цистерны, жизненно важные для корабля, можно было заполнить только при помощи насосов, причем невозможно было определить сколько принято воды.

DisasterPC171

Точку в долгом разбирательстве спустя двадцать лет поставило решение Высшего апелляционного суда США. 7 июля 1935 г. он подтвердил решение суда низшей инстанции, согласно которому Истленд на момент катастрофы был в надлежащем техническом состоянии. Виновным в происшествии суд признал старшего механика, не заполнившего балластные цистерны должным образом.

Водолазы, полицейские, сотрудники Береговой охраны и пожарные работали днем и ночью, извлекая погибших из корпуса корабля и со дна реки. Десятки добровольцев помогали в моргах. Спустя некоторое время после катастрофы Управление полиции Чикаго выдало отличившимся полицейским звезды особого образца.

artifactc065s113

Управление окружного коронера также наградило отличившихся, в том числе и добровольных помощников, особыми жетонами. Много лет спустя эти награды открывали в Чикаго любые двери.

artifactc065s112

Королеву скорости подняли через двадцать дней. Механизмы не особо пострадали от речной воды, заменить отделку помещений тоже не составляло труда. Однако, восстанавливать Истленд в качестве пассажирского не имело смысла, на него никто бы не купил билеты. Америка вступила в Первую мировую войну и в конце ноября 1917 года корабль приобрел ВМФ США, переименовав в Уилмет. У королевы начиналась новая жизнь.

Флот перестроил корабль в канонерскую лодку. Высоту борта уменьшили, установили орудия. Паровые машины заменили на турбины.

094602906

Началась долгая служба бывшей королевы на флоте в качестве учебного корабля. Шла она по заведенному порядку, летом Уилмет уходил в походы, а после завершения навигации вставал в ремонт. 7 июня 1921 года он потопил на учениях подводную лодку UC-97 бывшего кайзеровского флота.

uc97

С 1942 года он стал кораблем военной подготовки моряков торгового флота. В августе 1943 года Уилмет неожиданно стал на десять дней яхтой Президента США во время президентского круиза по Верхнему озеру и озеру Мичиган. Из состава флота бывшую королеву исключили в декабре 1945 года, а разборку на металл закончили в 1947 году.

414194976_485e03bef6_o

А все-таки, был ли Истленд обречен на катастрофу? Чтобы понять нужно вернуться назад, в 1903 год, когда он сошел на воду со стапеля верфи Дженкс шипбилдинг в городе Порт-Гурон.

Он строился по заказу компании Мичиган Стимшип компани для работы на линии Саут Хейвен - Чикаго. Особенностью гавани Саут-Хейвена была малая глубина, всего 4 метра. Великие озера представляют собой настоящие пресноводные моря. Поскольку штормы на озерах по силе мало уступают океанским, а Истленд должен был работать на регулярной линии, конструкторам пришлось поломать голову, как совместить необходимый кораблю высокий борт с малой осадкой.

Они нашли выход, оснастив корабль балластными цистернами. В полном грузу и с балластом осадка Истленда составляла 5,7 метров. Откачав балласт ее можно было уменьшить до 3, что позволяло пройти по мелководью. Однако хорошая идея была испорчена плохим исполнением, о вентиляционных клапанах забыли, поэтому цистерны наполнялись только с помощью насосов недопустимо долго.

В полном грузу и без балласта он доставлял капитанам немало неприятных минут.Так, в июле 1904 года он, с тремя тысячами пассажирами на борту, стал самопроизвольно кренится с борта на борт. К счастью, погода стояла тихая, поэтому несчастья не произошло.

Летом 1914 года на Истленд установили дополнительные шлюпки. Закон, принятый в США после гибели Титаника, предусматривал, что на кораблях д.б. шлюпки и спасательные жилеты для всех пассажиров и членов экипажа. При подготовке к навигации 1915 года на верхних палубах заменили износившиеся и подгнившие доски настила цементной стяжкой.

Все это добавило несколько десятков тонн верхнего веса, размещенных без каких-либо расчетов. Теперь малейшая ошибка со стороны экипажа приводила корабль к гибели.

artifact20000527001a1

При подготовке поста я использовал материалы с сайтов http://www.eastlandmemorial.org/ , http://www.eastlanddisaster.org/ , http://www.maritimequest.com/ и коллекции Дональда Харрисона http://www.flickr.com/photos/upnorthmemories/with/7235412420/

 
Tags: Великие озера, Знаменитые корабли, История, Кораблекрушение, Матчасть, Первая мировая война, США, Транспорт, Фото, Чикаго
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments